(по книге А.Найдена Совсем недавно пришлось поучаствовать в обсуждении вопроса об обереговости кукол-мотанок (или узловых). Сам обереговый смысл таких кукол вызвал критику, в которой указывалось, что куклы с крестами на лице не являются обереговыми, а могут рассматриваться только как обрядовые или игровые. При этом в качестве аргумента выступали сведения из книги А.Найдена Книга очень интересная, читается почти как художественная, поэтому и видят и переживают ее по-разному. Хочу поделиться с Вами тем, как и что я увидела, перечитав ее еще раз и более пристально. Первое, на что сразу же надо обратить внимание – это то, что речь в книге А.Найдена идет именно о народной игрушке. Т.е. автора интересует кукла-игрушка, а не кукла-оберег! Еще в обращении к читателю автор подчеркивает, что история куклы – игрушки началась как предмет культовых потребностей первобытного человека, как защита от Далее автор отмечает, что в недавнем прошлом в селах Украины, России, Кавказа и Средней Азии куклы создавались для обрядовых и ритуальных действий, магических манипуляций и сейчас кое-где они не утратили таких функций (там же, стр. 12). В свое время именно такие куклы дали начало игровым. Многие обрядовые действа эволюционировали в игры для взрослых и детей. Обрядовые атрибуты (которые стали прототипами игрушек и кукол, в частности) представляли собой образы разных божеств, связанных с окружающим миром, а также с типизированными изображениями жертв этим богам. Кроме того, они играли апотропеическую (защитную) роль. В более поздние периоды истории они приобретают статус хозяек домашних очагов, становятся идолами и вместилищами душ покойных предков, постепенно становясь атрибутами, которые благоприятствуют рождению детей, приплоду скотины, помогают при лечении болезней, вызывают дождь или способствуют его прекращению, закликают весну (там же,стр.75). Таким образом, кукла, и в частности кукла узловая, автором признается не просто как предмет детской игры, но как предмет сакральный. Можно, конечно, упереться в тот факт, что куклы с крестом на лице бытовали только в Средней Надднепрянщине. Но дело то не только в этом кресте. Дело в технике их изготовления – никакой иголки, только солома, трава, ткань, нитки и мотивы – мать с дитям, женская фигура в одежде того типа, который господствовал в месте ее создания. Для простой игровой куклы эти ограничения не могут быть принципиальными, это принципиально только, если кукла несет на себе или в себе особый смысл. Теперь о кресте на лице. Он присутствует у многих узловых кукол, бытовавших в отдельных регионах не только Украины, но и России, Кавказа и Средней Азии. Не говорит ли это о некой общности мировоззрения древних народов? Сам А.Найден прослеживает одну из связей между Средней Надднепрянщиной и Кавказом. Наверное, и остальные совпадения тоже имеют объяснения. Но важно не это, важно то, что этот знак не случаен и явно несет некий сакральный смысл. В той же книге А.Найдена есть такие слова: Кроме всего, нужно сказать, что куклы, созданные жителями городов – это не те, которые делали сельские жители 100 или 1000 лет назад, время другое, мы - другие. И, как подчеркивал А.Найден, народная игрушка возвращается к своему неигровому прошлому, т.е. снова приобретает функции оберега, потому что идолом, божеством или символом жертвы она вряд ли уже может служить в силу сложившихся условий современной жизни. | |
| |
Просмотров: 4450 | | |