«Сын мой, я даю тебе четыре стороны света, иоо ни один из нас не знает, где ему суждено умереть», — говорят кочевники-туареги своим детям, даря мужское украшение крест Сахары. Философия пустынных странников проста и потому так притягательна для нас, живущих в мире информационных технологий, кризисов и глобализации. Подобно Соломонову перстню, сахарские кресты напоминают своим владельцам о тщете сущего и непостижимости замысла Создателя, о вечных человеческих ценностях — родстве, дружбе и взаимопомощи. Сахарский крест, или по-берберски танегельт, — это небольшое серебряное украшение длиной примерно пять — семь сантиметров, необычной ромбовидной формы с множеством ответвлений-лучиков, треугольников, перекрестий и стрел. Название «крест Сахары» (не вполне соответствующее внешнему виду) придумали европейцы, которые прибыли в Северную Африку в начале XX века, следуя модным тогда представлениям о беззаботной жизни на южных колониальных территориях. Берберское слово «танегельт» означает «нечто выплавленное, застывшее», то есть отражает процесс создания изделия мастером-ювелиром. Вот как это происходит. Сначала делают восковую модель будущего креста. Затем ее обмазывают глиной и обжигают. Через предварительно оставленное небольшое отверстие расплавленный воск вытекает, образуя пустоту внутри глиняной формы — именно ее заполняют жидким серебром (это традиционный материал для танегельта). После вторичного обжига глиняную оболочку разбивают — и взору предстает готовый сахарский крест. Конечно, его еще тщательно обработает ювелир: подточит, отшлифует, нанесет узор чернением. Происхождение креста Сахары до сих пор вызывает споры. Многие считают его потомком древнеегипетского анкха (символ власти фараона, тайной мудрости и просветления), в котором соединены крест и кольцо, мужское и женское начало. Эту версию поддерживает и берберская легенда о возникновении танегельта. Как-то бедный юноша захотел открыться в любви юной берберке. Войти в ее дом он не имел права, а на улицу она никогда не выходила одна. Тогда находчивый туарег обратился к кузнецу с просьбой создать такое украшение, которое бы выражал признание. Мастер взял за идею берберское слово «тора» — «любовь», изображаемое на письме как крест и круг. В результате соединения двух символов получилась «говорящая» вещица, которая и рассказала девушке о чувствах изобретательного влюбленного. Еще одна версия относит появление танегельта к доисламским временам. Ведь до арабских завоеваний берберы исповедовали христианство и, вероятнее всего, переняли главный символ этой религии, слегка переделав его на свой лад. Крест Сахары призван не только постоянно напоминать носителю о предках и необходимости держаться вместе в суровых пустынных условиях, но и рассказывать, откуда родом сам владелец. Исконное место расселения туарегов, их, так сказать, общее родовое гнездо — территория современного Нигера. Его основные населенные пункты и дали название различным вариантам танегельтов. Всего существует 22 разновидности этих украшений-символов, из них 21 крест соответствует 21 городу (крест Агадеса, крест Иферуана, крест Тахуа и т.д.), а 22-й был создан в память о Мано Дайаке — известном берберском борце за права своего народа — и носит его имя. Туристам, путешествующим по южным областям арабского Магриба, кроме самих украшений обязательно попадутся на глаза и целые настенные панно, составленные из всевозможных вариаций танегельтов. Изображение крестов Сахары — очень популярный мотив рисунков на предметах народного искусства: циновках, шалях, коврах, керамике. Однако самым притягательным все равно остается маленький серебряный крест, причудливый, загадочный, напоминающий об извечных вопросах: кто мы, откуда и куда идем. | |
| |
Просмотров: 2037 | | |