Духов день - праздник Вил и Марены, Влаги Земной, начинается с чествования предков, которых приглашают погостить в дом, разбрасывая по углам дома свежие березовые ветки. Это день памяти и общения с водными, луговыми и лесными навьями — русальими духами своего рода. Согласно преданиям, русалками и русалами становятся те, кто умер преждевременно, не став взрослым, или ушел из жизни добровольно. Женщины проводят тайные обряды, оставляя хозяйство на мужчин иногда на всю неделю. А имеющие детей оставляют для русальих деток в поле или на ветвях у источников старую одежку своих детей, рушники, полотна. Надо задобрить русальих духов, чтобы не приставали к детям и другим родичам, чтобы способствовали плодородию наших полей, лугов и лесов, напоили их соками Земли. По преданию, во время Русальной недели русалок можно было увидеть вблизи рек, на цветущих полях, в рощах и, конечно же, на перекрестках дорог и на кладбищах. Рассказывали, что во время танцев русалки исполняют обряд, связанный с защитой посевов. Они могли и наказать тех, кто пытался работать в праздник: вытоптать проросшие колосья, наслать неурожай, ливни, бури или засуху. "В славянской мифологии существа, как правило вредоносные, в которых превращаются умершие девушки, преимущественно утопленницы, некрещёные дети (ср. Мавки). Представляются в виде красивых девушек с длинными распущенными зелёными волосами (реже — в виде косматых безобразных женщин. В русальную неделю, следующую за троицей, выходят из воды, бегают по полям, качаются на деревьях, могут защекотать встречных до смерти или увлечь в воду. Особенно опасны в четверг — русальчин велик день. Поэтому в русальную неделю нельзя было купаться, а выходя из деревни, брали с собой полынь, которой русалки якобы боятся. На просьбы русалок дать им одежду женщины вешали на деревья пряжу, полотенца, нитки, девушки — венки. Всю троицкую неделю пели русальные песни, в воскресенье (русальное заговенье) изгоняли, «провожали» русалок (или весну). Русалку обычно изображала девушка, которой распускали волосы, надевали венок и с песнями провожали в рожь. Вталкивая её в рожь, с криками разбегались, а "русалка" догоняла. Часто русалок изображали в виде чучела (иногда — обряженного ржаного снопа), несли его в поле и там оставляли на меже или разрывали и разбрасывали по полю. Известны случаи потопления чучела, сопровождавшиеся имитацией церковного отпевания. В этом варианте обряд проводов русалок испытал очевидное влияние «похорон Костромы». В южнорусских и поволжских областях известен ритуал «вождения русалки». С давних времен существовала система оберегов и защитных действий на случай встречи с русалкой. Так, увидев ее, необходимо было осенить себя крестным знамением или начертить круг вокруг себя и закрестить его. Русалка не могла подойти к человеку, а значит и причинить вред, в том случае, если на шее у него висит два креста: один – на груди, другой – на спине. Согласно старинному поверью, русалки, как и ведьмы, боятся крапивы, полыни, любистка и осины. Чтобы обезопасить себя и родных, люди пытались задобрить русалок подарками и гостинцами. Для этого раскладывали на подоконниках разломанный горячий хлеб, который дымился, развешивали на деревьях одежду и куски материи, связывали ветви для качелей. Украшение зеленью своего жилища также являлось мощной защитой. Проводы русалок В старину в последний день Русальной недели девушки выбирали из своего окружения «русалку». Ее наряжали в зеленую одежду, украшали ветвями деревьев и венками, а потом вели к реке. Там с «русалки» срывали венки и бросали их в воду. После этого участники ритуала разбегались с места проводов, чтобы русалка не догнала и не навредила. Русалок можно было прогнать еще одним способом: в последнюю ночь Русальной недели молодые люди бегали по полянам с помелом и, размахивая им, кричали: «Догоняй!» Русалки пугались и покидали деревню. А утром их власть и вовсе заканчивалась, поэтому на рассвете уже без опаски можно было заходить в воду. Источник: Проводы русалок, Духов день, обряды | |
| |
Просмотров: 1797 | | |